Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 279

Источниковедение и историография Древнего Востока
277
ших систем письма, а также сложившаяся грамматологическая терминология
базируются на теориях начала — середины ХХ в. (А. Гардинер, У. Олбрайт,
И. Гельб). Относительно принципов формирования конкретных форм графем
в «алфавитах» полисов Восточного Средиземноморья (Угарит, Библ) суще-
ствует несколько гипотез (акрофоническая, теория самостоятельного разви-
тия и мнемонического происхождения названий графем «западносемитского
алфавита», теория заимствования знаков демотического письма).
Важнейшим объектом описания является
идеограмма
— знак, не пере-
дающий языковые эффекты, пограничный между визуальным и вербальным
отражением реальности, что обусловило возможность использования его
в письменности. Формирование фонографических моделей находилось
в прямой зависимости от морфологии и фонологии языков Месопотамии
и Египта. Важнейшим является анализ функциональной адаптации идеограмм
в условиях двух различных морфологических моделей: семитской (флективно-
вокальной) и египетской (флективно-консонантной). Первая развивает транс-
фикс, вторая — практически «чистую» линейную морфологию. Это приводит
к формированию двух моделей членения потока речи: слог и морф; и двум
моделям письма:
силлабарию
и
морфографии
. В середине II тыс. до н. э. эти
две стратегии входят в особенно тесный контакт. Почвой для развития фоно-
графии в форме морфографии (идея письма —Н. С. Петровский) была, по всей
видимости, ситуация полиглоссии, неизбежно приводившая к необходимости
передавать иноязычные слова и имена, а объективное свойство языкового строя
(возможность деления на слоги) позволяло членить поток иноязычной речи.
Дешифровка египетского письма началась с 
новой орфографии
(У. Олбрайт), а не с «алфавита» и возможна была только благодаря ее нали-
чию. Наш вывод: фонограмма египтян представляет собой морфемограмму,
подобранную под сегмент чуждого (семитского: аккадского) морфа; при
этом египетская практика не предполагает вычленение слога как такового,
а именно сегмента морфа
консонант+ нефиксированный гласный
; в свою
очередь западно-семитская консонантная фонография вышла не из силла-
бария, а из
новой орфографии
египтян путем подстраивания последней под
фонографическую систему.
С. А. Тахтаджян (Филологический ф-т СПбГУ)
Античные авторы о кочевниках
Для греков характерен исключительный, не находящий себе параллелей в
древности интерес к другим народам и племенам и их установлениям. Кочевой
образ жизни привлекает внимание уже Гомера, и кочевники удостаиваются у
него безусловно положительного эпитета (

, в котором сквозит чуть ли
не восхищение.
1...,269,270,271,272,273,274,275,276,277,278 280,281,282,283,284,285,286,287,288,289,...436
Powered by FlippingBook