Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 178

Секция VI
176
фуцианства, в сфере частного образования постепенно утверждается новое
понимание образовательной цели — обучение не ради постижения доктрины
неоконфуцианства и дальнейшей политической карьеры, а ради обретения
практических навыков и осуществления профессиональной деятельности.
Наиболее отчетливым свидетельством этой реинтерпретации педагогиче-
ского идеала может выступать широкое распространение учебных материалов
нового типа — «повседневных энциклопедий» (
жиюн лэйшу)
, а также про-
фильных пособий для купцов (
шанъешу
). «Энциклопедии» включали сведения
по географии, астрономии, астрологии, основам хозяйственной деятельности,
сельскому хозяйству, геомантии, гаданиям, толкованиям снов, медицине. Они
использовались как в целях обучения грамоте, функционально необходимой
для усложнившейся социальной жизни, так и для освоения начальных профес-
сиональных знаний, особенно связанных с сельским хозяйством и ремеслами.
Усложнение торговой деятельности требовало и развития профильного
обучения. В большинстве купеческих кланов передача профильного знания
осуществлялась либо изустно от старших членов клана к младшим, либо
путем изучения специальных учебных пособий (
шанъе шу
). В зависимости
от содержания такого рода пособия можно разделить на три группы: пособия,
содержащие сведения об основных сухопутных и морских торговых марш-
рутах, пособия, концентрировавшиеся на экономических знаниях, пособия
смешанного типа. В основном внимание уделялось обучению таким предметам,
как письмо и грамотность, математика, основы экономических знаний, а также
география, климатология, основы первой медицинской помощи.
Самойлов Н. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
«Синологизм» Гу Миндуна: «второе пришествие»
Эдварда Саида или альтернатива «ориентализму»?
Не так давно книга Эдварда Саида вызвала широкий резонанс в восто-
коведном сообществе, а само слово «ориентализм» стало нарицательным.
Сегодня может возникнуть новая дискуссия — о «синологизме». Это понятие
появилось в научной литературе конца 1990-х годов, что стало следствием
влияния идей Э. Саида.
В 2013 г. Гу Миндун—литературовед, профессор Техасского университета
(Даллас), директор Института Конфуция, автор исследований по литературе
и культуре Китая — опубликовал монографию, названную «Синологизм».
В свой книге Гу Миндун подробно анализирует восприятие Китая на Западе
и то, как весь остальной мир, включая самих китайцев, начал рассматривать
Китай «сквозь западные линзы». Он прослеживает пути включения западными
учеными Китая в сконструированную ими западоцентричную модель мира.
1...,168,169,170,171,172,173,174,175,176,177 179,180,181,182,183,184,185,186,187,188,...562
Powered by FlippingBook