Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 195

Монголоведение, тибетология, буддология
193
ческого сборника находится отдельное сочинение «Каталог под названием
«Солнечный свет», распространяющий религию — драгоценные речения
Сугаты».
Основную часть текста каталога занимают краткое описание истории рас-
пространения буддизма (в котором упомянут Лигдан-хан Чахарский (1603–
1634), инициировавший перевод Ганджура на монгольский язык) и собственно
каталог сборника.
Очевидные расхождения между каталогом и имеющимися редакциями Ган-
джура на монгольском языке привели ученых к выводу о том, что «Солнечный
свет» является каталогом какого-то неизвестного науке списка или самостоя-
тельным сочинением, своего рода руководством для составления Ганджура.
Тем не менее, опубликованные в последние годы данные о тибетских редак-
циях Ганджура позволяют предположить, что, по крайней мере, часть сочи-
нения «Солнечный свет» является переводом каталога к тибетскому изданию
Ганджура, осуществленному по повелению императора Ваньли (1563–1620)
в 1605–1606 гг. в Пекине.
В докладе рассматривается соотношение между сочинением «Солнечный
свет» и каталогом Ганджура Ваньли, а также рукописным Ганджуром, храня-
щимся в фонде библиотеки СПбГУ.
Л. Б. Бадмаева (ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ)
Летопись Дамби-Жалцана Ломбоцэрэнова как источник
по истории селенгинских бурят
Междоусобные войны, которые в итоге привели к подчинению Халха-
Монголии маньчжурской империи Цин в конце XVII в., имели своим послед-
ствием значительное миграционное движение из Монголии в Забайкалье.
Переселенцы селились в бассейне р. Селенги, куда стали прибывать и пред-
ставители западнобурятских родов из-за Байкала. Происходило интенсивное
взаимодействие между разнородными монголоязычными группами, в резуль-
тате чего начался процесс образования единого этноса — бурятского народа,
значительную часть которого составила этно-территориальная группа селен-
гинских бурят. Территориальное разграничение между Россией и империей
Цин, зафиксированное Кяхтинским договором 1727 г., привело к закрытию
границы. Поэтому переселенцы из Монголии стали постоянными жителями
занятых ими земель, в частности, в бассейне р. Селенги.
Предки селенгинских бурят принесли из Монголии буддийскую религию,
монгольскую письменность и традицию летописания. Тайша селенгинских
бурят Дамби-Жалцан Ломбоцэрэнов написал в 1868 г. «Историю бурят-
монголов», в которой излагается история хоринских и селенгинских бурят
с древнейших времен до 1860 г. Кроме того, в 1832 г. он написал «Историю
1...,185,186,187,188,189,190,191,192,193,194 196,197,198,199,200,201,202,203,204,205,...436
Powered by FlippingBook