Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 252

Секция XI
250
обрядах, играх, развлечениях, в лечении и предохранении от разных болезней
и житейских невзгод.
Согласно мифологическим представлениям африканцев, существуют три
категории животных — это «обычные животные», священные животные
и «нечистые животные».
1. «Обычные животные» — это животные, которые воспринимаются как
реально существующие особи и их группы, имеющие самое непосредственное
отношение к реальной повседневной жизнедеятельности людей. Они не имеют
культового и религиозного значения. Их используют для приготовления пищи,
одежды и удовлетворения других нужд и потребностей человека. Восприятие
этого мира животных основано на практическом отношении человека к миру.
2. К священным животным относятся животные, которым приписывают
связь с отдельным человеком и родом. Африканцы, как и другие народы мира,
использовали в качестве символа племенных групп животных. Образ священ-
ного животного восходит к образу тотемического предка, который представлен
в мифологии в виде животного или зооантропоморфного существа. Прежде
чем человек стал представлять Бога по своему образу и подобию, он представ-
лял его в виде животного. Часто священное животное выступает в функции
божественного персонажа.
Представления о первоначально существующем зооантропном виде, из
которого впоследствии вышли люди и животные, говорит о том, что на самых
ранних этапах антропосоциогенеза люди не видели себя как самостоятельный
биологический вид, генетически не связанный с животным миром. Это, видимо,
один из онтологических метафизических корней тотемизма как проявления
мифологического мышления.
3. Вкатегорию«нечистыхживотных»попадают разного видаживотные, непри-
годные к употреблению. Это животные, имеющие плохой запах, вызывающие
неприятные ощущения. Прежде всего, трупы животных, черви и паразиты.
Многие плотоядные относятся к этой группе. Например, гиена попадает
в эту группу животных. Африканцы считают их помощниками колдунов.
«Нечистые животные» — это животные, которых не используют в пищу
определенные слои людей, или воздерживаются от употребления их во время
какого-то ритуала или праздника. В эту категорию попадают животные,
имеющие двусмысленное значение, т. е. полузверь, полуптица, например,
белка-летяга, летучая мышь.
Необычное поведение животного, которое не входит в общие правила
поведения земных, водных или воздушных животных, рассматривается как
признак «нечистого животного».
Мир животных в мифологическом сознании африканцев представлен в виде
образов и ритуалов. Животное — это не просто символ, знак, а такая форма
познания, которая выражена в чувственно-сверхчувственном образе.
1...,242,243,244,245,246,247,248,249,250,251 253,254,255,256,257,258,259,260,261,262,...436
Powered by FlippingBook