Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 250

Секция XI
248
была своего рода портретом своего владельца и объектом, в котором был
представлен его собственный дух. Также маска рассматривалась как объект,
через который владелец мог контактировать с миром духов в целом и миром
предков в частности.
, которая изготовлялась для инициируемых в Поро,
должна была иметь некое сходство с владельцем или иметь характерную черту,
присущую ее будущему обладателю. После смерти владельца его
передава-
лась тому, кто будет заботиться о ней, либо возлагалась на могилу умершего.
Миниатюрные маски в стилистическом отношении подобны своим «обыч-
ным» прототипам, хотя некоторые исследователи делали попытки вычленить
их в отдельную стилистическую группу. Так, Ван Сидов в 1930 г. выделил
миниатюрные маски в отдельную группу, получившую название «Верхняя
Кавалли». Однако это вычленение представляется нам необоснованным, так
как маски подобного типа встречаются на всей территории рассматриваемого
региона, а подобная классификация предполагает более или менее четкую
привязку миниатюрных масок лишь к одной области.
Н. И. Стеблин-Каменский (ВФ СПбГУ)
Антропонимика мусульманского Волло (Эфиопия)
Волло — провинция, находящаяся к северу от Аддис-Абебы в регионе
Амхара. Южное Волло в большей степени заселено оромо, в Северном живут
амхара и тиграйцы, на востоке — афары. В XVII в. Волло испытала мощную
миграцию оромо, которые дошли вплоть до ее северных пределов (провинции
Тиграй) и принесли с собой ислам. Само название «Волло» происходит от
имени одной из групп оромо. В настоящее время оромо остались только на юге
провинции, в других же частях они, видимо, были ассимилированы амхара,
но оромская топонимика сохранилась до сих пор.
Население Волло известно жителям других частей страны как самое веротер-
пимое. Впервуюочередь это заметно по смешанным именам, по которым сложно
судить о религиозной принадлежности. Другая характерная черта, относительно
которой имена, наверное, являются только следствием—межрелигиозные браки.
Брак подразумевает смену религии, но удивительна та легкость, с которой это
происходит. Редкий человек не состоит в близком родстве с представителем
другой веры. Кроме этого, множество других черт объединяет население региона:
традиционные верования, социальная структура, экономика.
Сейчас ситуация в Волло резко меняется. Идет распространение ради-
кального ислама, бывшие раньше нейтральными амхарские имена начинают
восприниматься как христианские.
Происходит нечто большее, чем смена моды на имена, так как меняется
содержательное наполнение имени. Если в прошлом амхарские имена отражали
эмоции родителей, обстоятельства рождения или пожелания ребенку, то теперь
1...,240,241,242,243,244,245,246,247,248,249 251,252,253,254,255,256,257,258,259,260,...436
Powered by FlippingBook