Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 366

Еловков Д. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Язык и культура — религия, боги
1
Язык есть выражение менталитета народа, его культуры. Это проявляется,
в частности, в обозначении и понимании феномена «религия», «бог».
В индийско-кхмерской культуре индуизм, буддизм, христианство обознача-
ются словами Закон (
dharma
) или Учение (
sa:sana:
): в санскрите — «Вечный
Закон» (
sana:tana-dharma
), в хинди «Закон индусов» (
hindu-dharm
), в кхмер-
ском «брахманское Учение» (
brahmaññ-sa:sana:
), буддизм (
Buddha-sa:sana:
=
Будда+Учение,), христианство «
krih-sa:sana:
= Христос + Учение».
Это показывает, что употребление слова «религия» применительно к инду-
изму или буддизму не соответствует восприятию этого явления индийцами
и кхмерами.
Главное понятие христианства —ВЕРА. Слово «вера» даже является сино-
нимом слову «религия» (тж. верования; вероисповедание).
В индийско-кхмерской культуре —это ЗНАНИЕ (Закона/Учения). Главный
принцип тхеравады — противопоставление «знание — незнание» (
vijja —
a-vijja
)
Восприятие понятия «бог» тоже существенным образом различаются.
В христианстве Бог — «уникальное» существо. Он един (хотя существует
в трех лицах). Он — Творец, Спаситель.
В индийско-кхмерской культуре главное понятие—«живое существо» (
скр.
sattva
;
кхм. satt
/
satv
), и боги это только один из видов живых существ, наряду
с человеком, животным, птицей, демоном, домовым, лешим и т. п.
Среди богов выделяются несколько таких, которые являются объектом
почитания. Они выделяются среди «толпы» богов и аналогичны VIP’ам чело-
веческого общества. Это Брахма, Вишну-Кришна, Шива.
Но существуют Бог закона и порядка (
dharma-pati
), Бог священных текстов
(
brhas-pati
), Богиня красноречия (
sarasvati:
), Богиня счастья (
lakšmi:
) и много
других.
Важной чертой индуизма является способ наименование богов: их прозва-
ния (имена) — это обозначения их качеств-свойств: Вишну —«действующий,
активный», Шива — «благожелательный; счастье».
Исмаилова А. Х. (НАНА, Баку)
Джирджи Зейдан об истории арабской письменности
Известный арабский писатель, публицист, автор ряда исторических рома-
нов Джиржи Зейдан (1861–1914) посвятил изучению арабо-мусульманской
1
Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 2.38.307.201.
Секция XIII
364
1...,356,357,358,359,360,361,362,363,364,365 367,368,369,370,371,372,373,374,375,376,...562
Powered by FlippingBook