Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 207

Монголоведение, тибетология, буддология
205
Развитие издательского дела в 1950–1976 гг. также оказало влияние на
модернизацию тибетского письменного языка. Новый период в развитии изда-
тельского дела начался с образования в 1953 г. «Издательства национально-
стей», публикации которого за первое десятилетие существования исчисляются
сотнями. В основном это были работы политического содержания, трудыМао
Цзэдуна и Чжоу Эньлая, правовые документы.
Существенную роль в модернизации тибетского языка сыграло также
появление газет. Первой современной газетой на тибетском языке, выходив-
шей в Тибетском автономном районе, стала ежедневная газета «Тибетские
новости» (с 1956 г.).
М. А. Солощева (ВФ СПбГУ)
Возвращение Далай-ламы VII в Лхасу из Сычуани в 1735 г.
Далай-лама VII покинул Лхасу в 1728 г. по указу императораЮнчжэна и был
поселен в местности Гартар (кит. Тайнин), которая находилась в восточно-
тибетской области Литан. В 1700 г. эта область была аннексирована империей
Цин и включена в состав провинции Сычуань. Причиной перемещения Далай-
ламы в столь отдаленный район явилось опасение императора, что в условиях
нестабильности в Тибете, которая вылилась в реальную междоусобную войну
в 1727–1728 гг., джунгары могут вновь вмешаться в тибетские дела. В случае
захвата ими Далай-ламы у главных геополитических противников империи Цин
того времени появился бы мощный рычаг воздействия на тибетцев и монголов.
Победителем в междоусобной войне стал тибетский аристократ Полханэ,
настроенный лояльно по отношению к маньчжурскому императору. Поэтому
императорЮнчжэн, считая обстановку в Тибете достаточно стабильной, издал
18 августа 1734 г. указ, разрешавший Далай-ламеVII вернуться вЛхасу. Согласно
этому указу, с тех пор, как он покинул столицу Тибета, прошло долгое время,
ситуация под руководством Полханэ стабилизировалась, тибетские и олёт-
ские войска надежно охраняют тибетскую землю, Панчен-лама стар и болен,
и поэтому Далай-ламе надлежит вернуться в Лхасу.
К Далай-ламе в Гартар была направлена представительная миссия во главе
с братом императора, семнадцатым принцем Юньли (1697–1738), который
возглавлял Лифаньюань (Палата по делам зависимых территорий) и был пре-
красным знатоком тибетского буддизма. В состав миссии входил и Джанджа-
хутухта Ролби-Дордже (1717–1786), получивший, несмотря на юный возраст,
титул «государственного учителя» (кит.
гоши
).
Торжественная встреча Далай-ламы с принцем Юньли, состоявшаяся
16 января 1735 г., подробно описана в «Биографии Далай-ламы VII Лосанг Кэл-
санг Гьяцо», автором которой является участник тех событий Ролби-Дордже,
а также в «Тибетском дневнике» принца Юньли, который тот вел на протяже-
1...,197,198,199,200,201,202,203,204,205,206 208,209,210,211,212,213,214,215,216,217,...436
Powered by FlippingBook