Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 310

Секция XIV
308
is of epic kind, concentrating mainly on the oppositionist NDF’s struggle against the
NorthYemeni government in the 1970–1980ies — the subject previously avoided in
Yemeni literature. The author, though, saturated his work with sexual scenes, often
perversions, which have little relation, if any, to the main course of events.
А. С. Аврутина (ФСИиН, СПбГУ)
Ахмед Хамди Танпынар и его роман «Покой»
как часть трилогии
Ахмед Хамди Танпынар (1901–1962) —вероятно, самый непредсказуемый
автор турецкой литературы XX в. Конфликт Востока и Запада, традицион-
ного и нового, возможность и целесообразность попыток повернуть время
вспять—вот главные темы романов Танпынара. В Турции особенно популярны
два его романа — «Покой» и «Институт настройки часов».
Роман «Покой» — первое в турецкой литературе произведение, в котором
с использованием принципов модернизма затронута проблема европеизации
турецкого общества. Действие его начинается в 20-е гг. XX в. — это время
борьбы с интервентами в Анатолии и начало освободительного движе-
ния—и продолжается до 1950-х гг. Написанный в классической манере роман
разделяется на части; повествование ведется от лица разных персонажей;
происходят скачки во времени и в повествовании, отчасти, в фолкнеровской
манере — от персонажа к персонажу. Главный герой романа Мюмтаз —моло-
дой историк, который является представителем промежуточного, переходного
поколения, поколения на стыке культур. В вопросах личного счастья и соци-
альной ответственности Мюмтаз ищет ответ на вопрос — какая жизнь ему
ближе: современность постепенно европеизирующегося общества, которое
с каждым днем теряет свои национальные черты, либо традиции прошлого?
Ответов на свои вопросы он не находит ни в религии, ни в любви, ни в запад-
ной культуре.
Роман «Покой» является частью трилогии, задуманной писателем в 1942 г.
Первым романом трилогии стал роман «Мелодия в ладе
махур
» (Махур Бесте).
Впервые роман вышел в Турции в 1944 г., отрывками. Следующими частями
трилогии стали романы «Покой» и «Все, что за сценой». Первый роман посвя-
щен автору настоящей «Мелодии в ладе
махур
» (Махур Бесте), одному из
самых известных авторов Османской империи, блистательному композитору
«Эпохи Тюльпанов» Эйюби Бекиру Аге, жившему в Стамбуле и творившему
в первой половине XVIII в. Однако в романе эта мелодия представлена как
произведение выдуманного персонажа, Талат-бея, и начинается она словами
одной известной газели Нешати. В следующем романе, в романе «Покой»
мотив «Махур Бесте», мелодия из классической османской музыки и часть
великой культуры исчезнувшей империи, также является канвой, лейтмотивом
1...,300,301,302,303,304,305,306,307,308,309 311,312,313,314,315,316,317,318,319,320,...436
Powered by FlippingBook