Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 311

Литература стран Азии и Африки
309
всех событий. В третьем романе «Все, что за сценой» эта мелодия тоже как
бы звучит за кадром, сопровождая героев в их повседневной жизни в период
становления Турецкой Республики и становясь символом ушедшей эпохи.
М. Х. Акбарова (ТашГИВ, Ташкент)
Сирийский рассказ ХХ в.: динамика жанра
ХХ век вошел в историю арабского общества как век зарождения, ста-
новления и развития литературы нового типа. Появление неизвестных ранее
арабам современных прозаических жанров (романа, повести, рассказа), демо-
кратизация содержания литературы, реформация языка дают право с полным
основанием считать эту литературу новаторской.
Сирийский рассказ на начальном этапе своего развития (20–30-е годы ХХ в.)
развивался в романтическом русле. Социальная детерминированность психоло-
гии личности была художественным открытием сирийской прозы 50-х гг. ХХ в.,
представленной творчеством членов Лиги сирийских писателей (1951–1958).
Сирийский рассказ этого периода сумел помочь читателю увидеть окружаю-
щий мир и бросить вызов существующему в нем социальному гнету, впервые
правдиво и разносторонне показать жизнь трудового люда. Огромную роль
в художественных исканиях сирийских писателей-реалистов сыграли произ-
ведения Л. Толстого, А. Чехова, Г. Мопассана, В. Гюго.
Отход от реализма в сирийской литературе второй половины ХХ в. имел
социально-политические и культурные причины. Сложная политическая
обстановка в стране, противоборство различных идеологий, горечь поражения
в войне с Израилем (1967 г.), переориентация писателей на англо-американскую
и французскую литературы — все это создает благоприятную обстановку для
проникновения в литературу различных концепций модернизма, экзистен-
циализма, мифологизма и пр. Отказ от описательности, поток сознания как
способ изложения, многоплановый психологизм, поэтика мифа характерны
для творчества Закарии Тамера, Джорджа Салима, Валида Ихласи и др.
Реалистические и экзистенциалистские тенденции часто сосуществуют
в творчестве сирийских писателей, сталкиваются, противоборствуют. Трагиче-
ские конфликты личности и общества воплощаются в рассказах Гады ас-Самман,
З. Тамера в сложных эстетических формах. Их произведения указывают на
необходимость перехода к таким отношениям, которые устранили бы терзающее
людей сознание трагической пропасти между обществом и индивидом.
Формирование современной сирийской новеллы было результатом эво-
люции арабского художественного мышления. Новеллистические формы
развиваются на основе использования традиционного наследия и художествен-
ных достижений мировой культуры в рамках общего процесса обновления
культуры.
1...,301,302,303,304,305,306,307,308,309,310 312,313,314,315,316,317,318,319,320,321,...436
Powered by FlippingBook