Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 330

Секция XIV
328
шав его рассказы о жизни при дворе, просит посланца оставить его, так он
отвратился от мирских соблазнов и не желает искушать себя вновь.
Отказ суфия служить государству находит резкую отповедь у Кюн-
тогды и Огдюльмиша. По их мнению, истинное служение Богу может
осуществиться лишь через служение людям. Возможно, введение в поэму
образа Одгурмыша — своего рода полемический прием, направленный на
отвлечение подданных Караханидской державы от проповеди странствую-
щих подвижников-суфиев. Ведь они призывали к уходу от мира и отказу
служить правителям, а от этого один шаг до призывов к неповиновению
властям. В XI в. суфии в целом стояли в резкой оппозиции к властям и нор-
мативному исламу. В то же время караханидским правителям, придворным
ученым и писателям было необходимо укрепить идеологические основы
государства — то есть именно нормативный ислам. Автор поэмы искренне
стремился к этому, и его отношение к Одгурмышу неоднозначное, но
в целом — уважительное.
Проповеди Одгурмыша, а также полемика с ним предвосхищают суфийские
мотивы в более поздних, классических произведениях тюркской литературы
Средней и Малой Азии.
С. К. Рахимова (ВФ СПбГУ)
Сказочные мотивы в «Сказании о Мелике Данышменде»
«Сказание о Мелике Данышменде» — один из немногих средневековых
тюркоязычных памятников периода завоеванияМалой Азии тюрками. Он пове-
ствует о жизни и военных походах
мелика
Ахмеда Данышменда —основателя
династии Данышмендидов, правившей в Малой Азии с конца XI по конец
XII вв.
Многие авторы исследований, посвященных этому произведению, сопо-
ставляя «Сказание» с такими «народными романами», как «
Хамза-наме
»,
«
Баттал-наме
», «
Эбу Муслим-наме
» и «
Салтук-наме
», отмечают, что в «Ска-
зании» практически не встречаются сверхъестественные мотивы. Однако
в каждой главе «Сказания» встречается мотив вещего сна: во сне главных
героев посещают почитаемые в исламе святые и даже сам пророк Мухаммед.
Они предсказывают будущее, призывают будущих сподвижников Даныш-
менда и его жену принять ислам, дают наставления о том, куда отправиться
в следующий поход.
Помимо вещих снов с героями происходят и другие чудеса: явления святых,
чудесные исцеления, уничтожение чудовищ при помощи молитв. В четвертом
меджлисе
герою Артухи, который потерял в бою руку, является святой Хызр.
Он приставляет отрубленную руку к телу, и она вновь прирастает. В пятой
главе Мелик Дашышменд при помощи молитвы уничтожает дракона, которого
1...,320,321,322,323,324,325,326,327,328,329 331,332,333,334,335,336,337,338,339,340,...436
Powered by FlippingBook