Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 334

Секция XIV
332
турецкой интеллигенции. Модернистской, по сути, является и идея создания
новой личности. Герой Тургут осознанно выбирает новуюидентичность, хотя она
с прагматической точки зрения проигрывает его прежней жизненной стратегии
и ведет к символическому самоубийству/ самопожертвованию.
О. Памук задумал свой роман как постмодернистский спор с модернизмом
«Неприкаянных». Лейтмотив «Новой жизни» — найти и переписать некую
книгу, из которой исходит свет (тур.
Işık
— это же является и именем героя
Атая), чтобы больше никто, прочитав ее, не стремился к «новой жизни», которая
есть метафора смерти. Интертекстуальные намеки — от эпиграфа (из Нова-
лиса) до сцены смерти/ убийства героя, от мотива странствий до христианских
образов и символов — соотносятся с романом Атая. Перекличка заметна и на
формальном уровне: впервые Памук использует ритмизованную прозу.
Г. Г. Тикаев (ДГУ, Махачкала)
К вопросу об идейно-тематическом и композиционном
единстве произведений современной египетской
и российской литературы
Исследование посвящено проявлению идейно-тематического и компози-
ционного единства в одноименных произведениях «Азазель» современного
египетского писателя Ю. Зейдана (род. 1956 г.) и российского автора Б. Аку-
нина. Одноименные романы этих авторов, несмотря на различие затрагивае-
мых в них тем и подходов к их решению, масштабности поставленных задач,
стали предметом нашего исследования в связи с тем, что в них затрагиваются
сходные социальные проблемы российского и египетского обществ. Интересно
также сравнить подходы этих двух писателей к таким глобальным проблемам
современности, как религиозный фанатизм и политический экстремизм.
Прекрасная стилизация, интересный сюжет, интрига, легкий ритм — вот
что отличает и выделяет одноименные романы Акунина и Зейдана. Их также
объединяет выразительность изложения и языковое богатство, особый стиль
и композиционные подходы, например, вкрапление в структуру произведения
отрывков, взятых из других источников.
Если в романеЮ. Зейдана образ Азазеля представлен в одном лице—в виде
демонического персонажа, имеющего власть над героем, то у Акунина этот
образ представлен как целый сонм злодеев. У читателя складывается впечат-
ление, что присутствие Сатаны у Акунина обусловлено тем, что современное
общество несовершенно в своем развитии, поэтому то, чего не хочет или
не может добиться само общество, пытаются привнести в него (очевидно,
с определенными корыстными целями и намерениями) какие-то тайные, под-
польные организации, как внутренние, так и внешние. Тайная организация
«Азазель» у Акунина — тому яркое свидетельство.
1...,324,325,326,327,328,329,330,331,332,333 335,336,337,338,339,340,341,342,343,344,...436
Powered by FlippingBook