Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 425

любви к нему. В своем служении Кришне она отождествляла себя с пастушкой
(
гопи
), в далеком прежнем рождении бывшей супругой земного воплощения
бога. Многих исследователей поражает в творчестве поэтессы ее стремление
выразить сугубо личное чувство к возлюбленному богу, индивидуальную
реакцию на окружающий мир и людей.
На первый взгляд песни-исповеди Миры в самом деле производят
такое впечатление. Обращает на себя внимание обилие в текстах личных
местоимений 1-го лица, упоминания об обстоятельствах личной жизни,
прямая полемика с родней и т. п. Однако при более близком рассмотрении
структуры стихов обнаруживаются факты, не поддерживающие первого
впечатления. Местоимения 1-го лица (чаще ед. ч.) более чем в половине
случаев занимают в стихе ритмически «слабую», неударную позицию или
являются клитиками, нередко служат средством урегулирования квантита-
тивных параметров стиха.
В
бхаджанах
встречается большое количество клише, отчасти фольклор-
ного происхождения, чаще заимствованных из разных традиций проповеди
бхакти. Эти клише, особенно в той их части, которая относится к сфере эмо-
циональных проявлений, обычно представляют собой речевые фразеологизмы.
Выражения предположительно «авторские» как правило составлены по модели
фразеологизмов и также клишированы. Все это говорит о высоком уровне
формульности стихов-исповедей Миры Баи.
Вне сомнения в своем «приношении чувств» возлюбленному богу поэтесса
пользуется «готовым словом», узаконенным в каноне проповеди кришнаитского
бхакти. Эта практика индивидуального эмоционального служения аналогична
самоотождествлению адепта с «я» любой «чужой» устной речи, обращенной
к божеству и сознаваемой традицией кришнаитского бхакти как ритуальный
текст. «Личная» исповедь Миры Баи оказывается не более индивидуализиро-
ванной, чем всякий иной текст, созданный в этом каноне.
Челнокова А. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Литература далитов: ее герой и специфические особенности
Литература далитов (низкокастовых, букв. «отверженных») занимает особое
место в литературе современной Индии. В литературе хинди это течение суще-
ствует с 1970-х гг., а в настоящее время стало одним их ведущих. Существуют
две трактовки этого термина — в узком смысле это произведения, созданные
писателями-далитами, в широком—произведения, посвященные жизни дали-
тов, независимо от того, кем они написаны.
Литература далитов обладает рядом особых характеристик, прежде всего
связанных со специфическими сюжетными построениями и гeроем особого
Литература стран Азии и Африки
423
1...,415,416,417,418,419,420,421,422,423,424 426,427,428,429,430,431,432,433,434,435,...562
Powered by FlippingBook